История химии: великие русские химики в галерее научных достижений

Известные химики
Contents
  1. Слайд 24Бородин Александр Порфирьевич (1833–1887) – великий русский композитор. Он
  2. Отстранение от кафедры
  3. Последние годы
  4. Последние публикации
  5. Владимир Васильевич Марковников (1837–1904), русский химик, ученик А.М.Бутлерова, один из создателей теории строения химических соединений.
  6. Слайд 3Весной 1918 года, Семёнов поехал к родителям в Самару на
  7. каникулы, где его застал мятеж Чехословацкого корпуса. В июне 1918
  8. Слайд 2Родился в Саратове, родители — Николай Александрович и Елена Александровна
  9. Семёновы. В 1913 году Николай окончил Самарское реальное училище с
  10. Работа за границей
  11. Общественная деятельность
  12. Слайд 4Научная деятельностьОсновные научные достижения включают количественную теорию химических цепных реакций,
  13. теорию теплового взрыва, горения газовых смесей. Первым вопросом, которым Семёнов
  14. Ученые-химики начала 19 века
  15. Соляные озера и минеральные воды
  16. Семья
  17. Слайд 31. Он – гордость русской науки – воплотил в себе народный
  18. Кавказская нефть
  19. Русско-турецкая война
  20. Слайд 22Д. И. Менделеев (1834 -1907) – великий русский гений, сочетающий мощь
  21. Влияние на развитие науки
  22. Слайд 52. Это был гениальный учёный, теория и практика всегда неразрывно сочетались
  23. Образование
  24. Слайд 23А.М. Бутлеров (1828–1886), русский химик, создатель теории химического строения, основатель знаменитой
  25. Слайд 21М.В. Ломоносов (1711 – 1765) – первый русский учёный – естествоиспытатель

Слайд 24Бородин Александр Порфирьевич (1833–1887) – великий русский композитор. Он

рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Произведения А.П. Бородина: два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции. Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Отстранение от кафедры

В 1890 году Владимира Васильевича попросили покинуть кафедру. Отстранение стало настоящим психологическим ударом. А причиной послужили оппозиционные взгляды, которые ученый раньше проявлял. При уходе с должности ему также пришлось освободить и московскую служебную квартиру.

Руководство кафедрой перешло в руки нового молодого профессора. Тем не менее Марковникову удалось найти силы и, преодолев обиду, остаться в вузе. Отныне он попросту читал лекции на физмате. Владимиру Васильевичу разрешили пользоваться местной лабораторией и при опытах прибегать к помощи одного лаборанта.

Последние годы

По сути, научная и педагогическая деятельность не прекращалась вплоть до смерти химика. Но моральное состояние уже немолодого человека из-за оскорбительного отстранения от должности пошатнулось.

Марковников постоянно переживал пережитый удар, и только одно событие смогло хоть немного скрасить тяжелое состояние. Речь идет о торжественном праздновании 40-летия его преподавательской и научной деятельности. Мероприятие состоялось в 1901 году в Московском политехническом музее, на него пришло громадное количество людей, желающих лично поздравить прославленного ученого. Сюда прибыли как иные известные химики, так и молодые специалисты и студенты, а еще промышленники из разных российских регионов. Никто из присутствовавших не скупился на доброжелательные речи в честь юбиляра.

Последние публикации

Встречаем свой внушительный юбилей с отраслью больших возможностей

Погрузиться с головой в завораживающую историю химпрома с Российским Союзом химиков

Живи, страна, необъятная моя Россия!

Ни телевидением катастроф, ни пессимизмом дутых ток-шоу , а делом, которое больше чем бизнес, идеями, которые работают даже в самых жёстких макроэкономических условиях, мы встречаем новый день. И очень рады показать те компании, которые нас удивляют, восхищают. Они стабильны в своих установках на ESG и развитие, а самое главное в них силён тот ни с чем не сравнимый дух предпринимательства, который не позволяет им бездействовать, паниковать и сетовать на неподходящее время. Они работают и вкладывают в свою труд изрядную дозу энтузиазма, творчества и самых сложных задач, решение которых лежит а плоскости осознанного выбора личной ответственности перед своими трудовыми коллективами, отраслью, наконец, перед своей страной. Работая с РАПУ, СИБУР, ГК»Полипластик», Башкирской Содовой компанией, «Делфин Групп», ТОСЭР «Рошаль» заряжаешься очень правильной энергетикой созидания. Подробности в совместном ТВ-проекте РБК и РСХ «Территория бизнеса. Химическая промышленность». Продолжение следует…Данный проект смотреть сейчас

Нужно больше заводов

В середине ноября Министерство промышленности и торговли утвердило «План мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности России». Он содержит более 320 наименований продукции, производство которой предполагается в целях импортозамещения либо увеличить, либо создать с нуля. Это в три с лишним раза больше относительно того, что числилось в предыдущем плане, принятом в 2021 году. При этом значительная часть из перечисленного в России не производится вовсе, а доля того, что все-таки выпускается, порой составляет единицы процентов от необходимого. Недостающее импортируется. При этом ежегодный спрос на продукцию, которую планируется импортозамещать, хоть и не полностью, сейчас составляет более 1,3 трлн рублей. Неплохая добавка к ВВП, если начать все это производить в стране в полном объеме», – отмечает в беседе с журналистами эксперт РСХ, ректор РХТУ им.Д.И.Менделеева Илья Воротынцев. Читать интервью полностью

РСХ организовал для коллег из CGNT знакомство с ММХФ и главной отраслевой выставкой « Химия»Подробности в репортаже спецкорреспондента китайского ТВ-канала Алисы Алексеевой -https://russian.cgtn.com/news/2022-11-05/1588783414074597378/index.html

Химическая отрасль в условиях санкций

Современные полимерные материалы: потенциал и возможности

По статистике, четыре из пяти предметов состоят из полимеров. Созданные на их основе материалы — ответ человечества на вопрос: как решить проблему растущих потребностей, не нарушая природный баланс планеты? Полимеры используются в машиностроении, электронике, текстильной и пищевой промышленности, сельском хозяйстве и медицине — одним словом, везде. Как развивается в России отрасль, занятая их производством? Читайте в совместном проекте РСХ и Сбера

Разложить на атомы

Каким должен быть школьный учебник химии? Как раскрыть в студенте- троечнике талантливого ученого? Есть ли будущее у международных стажировок? Корреспондент «Российской газеты» Мария Агранович обсудила актуальные вопросы образования с и.о. ректора РХТУ Ильей Воротынцевым. Электронную версию читайте здесь.

Эффект самоконтроля

Экспорт химической продукции в стоимостном выражении в прошлом году вырос, а физические объемы экспорта, наоборот, снизились. Вице-президент РСХ , генеральный директор уникального Научно-исследовательского института технико-экономических исследований в химическом комплексе ( НИИТЭХИМ) Салават Аминев в составе экспертной группы объяснил, с чем связаны такие результаты и каких показателей ждать в ближайшие годы. Читать материал полностью

Владимир Васильевич Марковников (1837–1904), русский химик, ученик А.М.Бутлерова, один из создателей теории строения химических соединений.

Владимир Васильевич Марковников (1837–1904), русский химик, ученик А.М.Бутлерова, один из создателей теории строения химических соединений. Родился 13 (25) декабря 1837 в г.Княгинин Нижегородской губернии в семье офицера. Учился в Нижегородском дворянском институте, в 1856 поступил в Казанский университет на юридический факультет. Одновременно посещал лекции Бутлерова по химии, прошел практикум в его лаборатории. По окончании университета в 1860 по рекомендации Бутлерова был оставлен в качестве лаборанта в университетской химической лаборатории, с 1862 читал лекции. В 1865 получил степень магистра и был направлен на два года за границу. Работал в лабораториях Байера, Эрленмейера, Кольбе. В 1867 вернулся в Казань, где был избран доцентом по кафедре химии. В 1869 защитил докторскую диссертацию. В том же году в связи с отъездом Бутлерова в Петербург был избран профессором. В 1871 в знак протеста против увольнения профессора П.Ф.Лесгафта вместе с группой ученых ушел из Казанского университета, переехал в Одессу и работал в Новороссийском университете. В 1873 получил место профессора в Московском университете, где создал знаменитую «марковниковскую» школу химиков. Среди его учеников – М.И.Коновалов, И.А.Каблуков и др.

Основные научные труды Марковникова посвящены развитию теории химического строения. Полный обзор этой теории от Берцелиуса до Бутлерова он дал еще в своей магистерской диссертации Об изомерии органических соединений, экспериментальным материалом для которой послужили исследования изомерии жирных кислот на примере масляной кислоты, имеющей нормальное строение, и изомасляной кислоты. Получив и подробно исследовав строение других изомерных кислот, Марковников дал богатейший экспериментальный материал, подтверждающий правильность теории строения химических соединений, над которой в тот период усердно работал Бутлеров. В 1869 Марковников защитил докторскую диссертацию Материалы по вопросу о взаимном влиянии атомов в химических соединениях, где теория Бутлерова получила дальнейшее развитие. Теория строения устанавливала порядок соединения атомов в молекуле. Из нее следовало, что в сложных молекулах атомы не просто химически связаны, но и оказывают взаимное влияние друг на друга, что в свою очередь влияет на направление химических реакций и на порядок расположения атомов в новых молекулах, образовавшихся в результате этих реакций. Используя обширный экспериментальный материал, Марковников установил ряд закономерностей в реакциях замещения, присоединения и расщепления. Одна из таких закономерностей – известное правило Марковникова, определяющее порядок присоединения воды и галогеноводородов. Теория взаимного влияния атомов не только объясняла ход многих реакций, но и позволяла предсказывать их результат.

С начала 1880-х годов Марковников занимался изучением кавказской нефти, в которой открыл новый обширный класс соединений, названных им нафтенами. Выделил из нефти ароматические углеводороды и обнаружил их способность к образованию с углеводородами других классов неразделяемых перегонкой смесей, позднее названных азеотропными. Впервые изучил нафтилены, открыл превращение циклопарафинов в ароматические углеводороды при участии бромистого алюминия как катализатора; синтезировал многие нафтены и парафины с разветвленной цепью. Показал, что температура замерзания углеводорода характеризует степень его чистоты и однородности.

Большое значение имеют труды Марковникова по истории науки. Особенно это касается оценки роли А.М.Бутлерова в создании теории химического строения. По инициативе Марковникова был выпущен Ломоносовский сборник (1901), посвященный развитию химии в России, ему принадлежит большая работа по истории химии в Московском университете.

Исключительно плодотворной была педагогическая деятельность Марковникова. Когда он начал преподавать в Московском университете, считалось, что химия в Москве отсутствует. За короткое время ситуация изменилась: он переоборудовал старую, а затем построил новую химическую лабораторию, привлек многочисленных студентов, из которых впоследствии выросли многие ученые-химики с мировым именем.

Умер Марковников в Москве 11 февраля 1904.

Слайд 3Весной 1918 года, Семёнов поехал к родителям в Самару на

каникулы, где его застал мятеж Чехословацкого корпуса. В июне 1918

власть в Самаре перешла к эсеровскому Комучу (Комитету членов Учредительного собрания). В июле Семёнов пошёл добровольцем в белогвардейскую народную армию, служил коноводом в артиллерийской батарее. Прослужив 3 недели, Семёнов получил сообщение о тяжёлой болезни отца (который вскоре умер) и добился отпуска домой. В Самаре он «устроил себе перевод во вновь формирующуюся Уфимскую батарею», однако по дороге к новому месту службы дезертировал и поехал в Томск, который был ближайшим к нему доступным по условиям войны университетским городом. Около двух лет, с сентября 1918 года по март 1920 года (с перерывом), учёный работал в Томском университете и Томском технологическом институте. В сентябре 1919 года Семёнов был мобилизован в Колчаковскую армию и попал сперва в Томский артиллерийский дивизион, а через месяц, благодаря ходатайству университетских профессоров, был переведён в радиобатальон и откомандирован в Технологический институт, где продолжил научные исследования. В декабре 1919 года Томск заняла Красная Армия, радиобатальон перешёл в её состав, а Семёнов распоряжением коменданта Томска уволен со службы и продолжил научно-преподавательскую работу.

Слайд 2Родился в Саратове, родители — Николай Александрович и Елена Александровна

Семёновы. В 1913 году Николай окончил Самарское реальное училище с

занесением на золотую доску.Его учителем физики в седьмом классе училища (1912—1913 гг.) был выпускник физико-математического факультета Казанского университета Владимир Иванович Кармилов, поддержавший стремление молодого Семёнова посвятить свою жизнь науке и сохранивший теплую дружбу с ним в последующие годы. В июле 1913 года Семёнов поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Отец, бывший офицер, надеялся, что сын изберёт военную карьеру, поэтому поступление Николая в университет вызвало раскол в семье и отчуждение между отцом и сыном, продолжавшиеся несколько лет. Семёнов уже со второго курса начал заниматься наукой под руководством А. Ф. Иоффе, выполнил несколько работ по ионизации атомов и молекул под действием электронного удара в газовых разрядах. Окончил университет в 1917 году, получив диплом первой степени, и был оставлен при университете профессорским стипендиатом (аналог аспирантуры).

Работа за границей

За пределами России Марковников провел 2 года. Он побывал в Австрии и Германии, где занимался опытами под контролем местных известных профессоров. Затем добрался до Франции, где работал в лабораториях. Там же он посетил Всемирную выставку в Париже.

За рубежом Владимир Марковников прекрасно помнил, как тяжело складывалась работа в российской химической лаборатории. Там постоянно ощущалась острая нехватка лабораторных сосудов, инструментов, даже стол для работ отсутствовал. На выделяемые средства не удавалось пополнить инвентарь, поэтому педагоги частенько вкладывали личные деньги, но этого все равно было мало.

В итоге за границей молодой химик поспешил закупить для родной лаборатории все нужное: посуду для опытов, реактивы, различные приборы, трубки, термометры, точные весы и пр. Он оказался первым, кто снабдил лабораторию стеклянными колбами конической формы — раньше такие сосуды в Россию не привозили.

Общественная деятельность

При обширной научной деятельности Марковников находил время, чтобы приносить пользу общественности. Ученый стремился вынести собственные знания в сфере химической промышленности за пределы лаборатории.

Он занимался популяризацией знаний технического и научного толка. Также оставался небезразличным к российской промышленности, зная не понаслышке о ее состоянии, радел за развитие индустрии и доведение каждого нового научного открытия до практического использования.

В качестве одного из учредителей филиала технического общества ученый председательствовал в химико-технической подгруппе. С его подачи любители естествознания создали химическую комиссию. Позже она преобразовалась в самостоятельное общество.

Слайд 4Научная деятельностьОсновные научные достижения включают количественную теорию химических цепных реакций,

теорию теплового взрыва, горения газовых смесей. Первым вопросом, которым Семёнов

начал заниматься ещё с 1916 года, является проблема ионизации газов. К началу 1920-х относится начало работы над механизмами пробоя диэлектриков, в результате которой была создана тепловая теория пробоя. Она легла в основу тепловой теории воспламенения (1928), получившей дальнейшее развитие в трудах по теории горения и теплового взрыва (конец 1930-х — начало 1940-х годов). Это позволило рассматривать такие процессы как распространение пламени, детонацию, горение взрывчатых веществ. В 1920 году совместно с П. Л. Капицей рассчитал отклонение пучка парамагнитных атомов в неоднородном магнитном поле. Подобные опыты, проведенные в 1921 году О. Штерном и В. Герлахом, привели к представлению о пространственном квантовании. В 1924 году совместно с Ю. Б. Харитоном обнаружил критическую плотность и температуру конденсации; позднее критические явления, задающие предел протекания химической реакции, были обнаружены в процессах окисления ряда веществ (1926—1928).

Ученые-химики начала 19 века

Яков Захаров (1755—1836) выполнил ряд работ по аналитической химии (исследовал состав полюстровской минеральной воды, сделал анализ екатеринбургского наждака).

Большую роль в разработке метода химического анализа сыграли исследования академика Товия Ловица (1757—1804). Открытие им способности угля адсорбировать растворённые вещества послужило основанием для разработки различных методов анализа, основанных на адсорбции. Расширяя учение Ломоносова о кристаллизации и исследовании кристаллов под микроскопом, Ловиц сделал шаг вперёд по пути создания микроскопического анализа. Он начал пользоваться окраской пламени от разных веществ для качественного анализа. Таким образом, родиной метода открытия металлов по окрашиванию пламени является Россия. Ловиц разработал метод отделения бария от стронция и кальция, основанный на растворимости в спирте солей кальция и стронция и нерастворимости в нём солей бария. Кроме того, он впервые применил для растворения природных силикатов нагревание со щёлочью.

Вопросами аналитической химии занимался также профессор Харьковского и Дерптского университетов Фердинанд Гизе. С 1804 по 1821 г. он занимался анализом вод, аэролитов, медикаментов. Его работа «физикохимическое и врачебное испытание минеральных и целебных вод и некоторой глины» получила высокую оценку. «Просматривая доклад Гизе, — пишет Осипов, — любуешься последовательностью и точностью работы». В своём пятитомном учебнике по химии Гизе уделил много внимания химическому анализу.

Он подробно останавливается на действии сероводорода на металлы и на свойства сульфидов. Если на растворы металлов подействовать сероводородом, пишет Гизе, то «все металлы, кроме железа, никеля, кобальта, марганца, молибдена и титана, низвергаются, смотря по их разности, различным цветом, в виде осеренных металлов». Гизе подробно рассматривает действие щелочей и других реактивов на металлы и приводит качественные реакции на металлы и неметаллы. Работы Гизе и особенно его учебник содействовали быстрейшему развитию аналитической химии в России.

Аналитическими исследованиями занимались профессор Московского университета Рейсс, и М. Г. Павлов, а также академик А. Шерер и др. Аналитическая химия по Шереру, есть «познание каждой составной части тела. Она есть самая трудная часть во всей химии». Он довольно ясно объясняет, что следует понимать под реактивом. «К открытию разных сложных веществ, — пишет Шерер, — служат такие тела, которых действие на другие вещества сопровождается примерными чувствительными явлениями. Сии тела называются обнаруживающими, противодействующими».

Таким образом, в первой четверти XIX в. большое число химиков успешно разрабатывало приёмы и методы аналитической химии, но ни один из них не достиг того, чего достиг Севергин.

Соляные озера и минеральные воды

Марковников не зацикливался исключительно на узкой научной специальности. Его также волновала минеральная химия, геология. Он занимался изучением состава солей в озерах Приволжья, пытался установить историю возникновения этих водоемов.

В 1881-м химик на собственные средства организовал первую поездку на юг страны. Там он детально изучил, в каком состоянии пребывает соляная промышленность России на фоне недавнего упразднения акциза.

В 1884 году состоялась повторная командировка — Марковников прибыл к озерам Астраханской губернии. Теперь его отправило в поездку государство. Ученый принялся изучать водоемы на многокилометровых территориях, чтобы установить, как можно применять местную соль в промышленности.

Результаты изысканий Владимир Васильевич опубликовал в статьях, посвященных соляным озерам, их составу и происхождению. Среди прочего рассказал об итогах проведенных анализов рапы и солей. А еще с похожими целями исследовал кавказские минеральные источники.

Семья

Когда Марковников был еще молодым лаборантом, из-за нехватки денег он искал способы подработать. Подобно всем тогдашним студентам спасался репетиторством. Однажды его ученицей стала девушка Любовь. Вскоре между молодыми людьми возникла взаимная симпатия и быстро переросла в серьезные отношения. Наконец, пара сыграла свадьбу.

Супруга химика оказалась хорошей хозяйкой и образованным человеком. Любовь в совершенстве знала три языка и занималась переводами статей мужа для зарубежных журналов. Также жена постоянно сопровождала супруга в поездках.

В 1868 году в семье появился сын, названный Александром. Впоследствии он достиг докторской степени в области медицины. Младший сын Николай избрал профессию художника и архитектора. Наконец, в союзе появилась дочь — Наталья стала педагогом.

Слайд 31. Он – гордость русской науки – воплотил в себе народный

гений, широту и силу русского характера. На все века он оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить народу.

Подсказка 1. Его исследования известны в области химии, физики, математики, астрономии, это был учёный – энциклопедист.

Подсказка 2. Он был первым физико-химиком, создал первую химическую лабораторию и первый университет. «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»(А.С.Пушкин)

Подсказка 3. Этот учёный сформулировал в своих трудах основные положения атомно – молекулярного учения.

Ломоносов М. В.

Менделеев Д. И.

Бутлеров А. М.

Бекетов Н. Н.

Кавказская нефть

В числе главнейших направлений деятельности Владимира Марковникова значится исследование нефти Кавказа, точнее, состава полезного ископаемого. Этому занятию химик посвятил свыше 20 лет.

Впервые работа по изучению кавказских нефтей, написанная в соавторстве с коллегой Владимиром Оглоблиным, увидела свет в 1881 году. Труд напечатали в издании Химического общества

С той поры и до смерти Владимир Васильевич не прекращал уделять внимание исследованию химического состава нефти Кавказа

Работы стартовали в 1880 году с того, что Марковников принялся изучать состав и свойства нефти из бакинских месторождений. После систематических исследований ему удалось открыть нафтены — так ученый назвал циклические углеводы ранее неизученного класса.

Владимир Васильевич провел опыты по окислению нафтенов и пришел к заключению, что они вполне годятся в качестве исходного продукта для создания целого ряда производных. Он выделил неароматические углеводороды из нефти и понял, что они способны создавать различные по свойствам смеси с углеводородами иных типов. Также химику удалось изучить циклены или нафтилены.

В процессе изучения нефти Кавказа Владимир Марковников инициировал создание отделения технического общества в Москве, где стал заниматься важными вопросами касательно перевозки российской нефти за рубеж, очистки водоемов от промышленных выбросов и пр. В течение 18 лет он также стоял во главе Сообщества любителей естествознания.

Выдающиеся результаты изучений в области нефтехимии оценили — в 1900 году российскому ученому на Парижском конгрессе вручили главную награду.

Химик Владимир Марковников / Фото: кадр из видео youtube.com

Русско-турецкая война

Самый разгар Московской работы Марковникова совпал с Русско-турецкой войной. Будучи человеком, сильно сопереживающим событиям 1877–1878 годов, он предложил идеи по дезинфекции солдатских казарм. Также с его подачи впервые стали заниматься обеззараживанием санитарных поездов и больниц. По инициативе ученого создали склад средств для дезинфекции, применяемых в армии. Сам же ученый и руководил этим заведением.

Химик решил отправиться на фронт, чтобы лично провести инспекцию мероприятий по дезинфекции. Конечно, охватить все самостоятельно не представлялось возможным, поэтому он разработал инструкцию, ее потом еще долго применяли в практике обеззараживания госпиталей и санпоездов.

Интересный факт: в одной из фронтовых поездок Марковников сам подхватил тиф. Болезнь протекала тяжело, но организм сумел ее перебороть, химик поправился. Вскоре он вернулся в вуз, где продолжил работать преподавателем.

Слайд 22Д. И. Менделеев (1834 -1907) – великий русский гений, сочетающий мощь

и глубину теоретического мышления с большим размахом практической деятельности

Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству,экономике и др. Он всегда был увлечен разнообразными идеями и проектам иНастойчиво претворял их в жизнь, мог одновременно работать в несколькихнаправлениях, всюду успевал, быстро, иногда почти невероятно короткиесроки создавал крупные монографии или решал важные научные и научно-технические проблемы. Кажется, что в человеческом опыте нет такойобласти, в которой не оставил бы след великий русский ученый Д.И.Менделеев. Д.И. Менделеев – активный участник научных съездов и промышленныхвыставок, начиная с химического конгресса в Карлсруэ и Всемирнойвыставки в Париже. Почти все академии мира избрали Д.И. Менделеевасвоим членом, он был также почетным доктором, членом многихуниверситетов и членом научных обществ Европы и Америки. Ему быливручены медали Дэви, Фарадея, Коплея.

Мастер чемоданных дел.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной вопрос одного из покупателей: – Кто этот почтенный господин? – Таких людей надо знать, – с уважением в голосе ответил приказчик.- Это мастер чемоданных дел – Менделеев !

Влияние на развитие науки

За научные достижения Марковникова избирали почетным членом сразу ряда российских университетов. Вдобавок его включили в состав почетных профессоров иных вузов страны.

Ученый оказался первым и самым способным учеником Александра Бутлерова. А позже и сам много внимания уделял работе со студентами. Из-под его крыла вышла плеяда ученых.

Владимир Марковников полагал, что главное его предназначение в качестве гражданина и ученого состоит в содействии российской промышленности и науке. Он внес громадный вклад в химию, благодаря его теоретическим исследованиям сформировались базовые принципы органической ветви этой науки, а сама она получила новый вектор развития.

Слайд 52. Это был гениальный учёный, теория и практика всегда неразрывно сочетались

в его деятельности. Он был страстным патриотом и смелым защитником прогрессивных идей.

Подсказка 3. Этот учёный смог объединить разрозненные химические знания в определённую систему и смог найти свойство, объединяющее все химические элементы.

Подсказка 1. Этот учёный был избран почётным членом различных российских учебных заведений и научных обществ, многих иностранных академий наук.

Подсказка 2. Известны его труды по физике, минералогии, метеорологии, экономике. Исследования свойств растворов привели учёного к выводу о химической природе процессов растворения.

Бутлеров А.М.

Марковников В.В.

Менделеев Д.И.

Зинин Н.Н.

Образование

Дворянский отпрыск по тогдашней традиции получил первоначальное образование дома. Педагоги учили его иностранным языкам, вскоре мальчик освоил немецкий и французский. Также ему легко поддались премудрости правильного поведения в обществе.

С юных лет Марковников полюбил читать. Этому занятию он целиком посвящал свободное время, правда, хватался за все без разбора — проглатывал любые книги, найденные на отцовском письменном столе. А потом попал в библиотеку предводителя дворянства.

Среднее образование Владимир Марковников отправился получать в дворянский институт в Нижнем Новгороде. Окончив учебное заведение, он перешел в Казанский университет, где обучался на юрфаке. Здесь вместе с будущими юристами слушал лекционные курсы по политэкономии, государственному праву, статистике, финансам и пр. Параллельно ходил на занятия по технологии, сельскому хозяйству, химии.

Когда Марковников учился на 3-м курсе, для него с однокашниками начался период практики в университетской химической лаборатории. Как раз в учебном заведении принялся читать лекции тогда еще молодой Александр Бутлеров, недавно прибывший из зарубежной командировки. По окончании практики Владимир Васильевич твердо решил связать жизнь с химией.

Слайд 23А.М. Бутлеров (1828–1886), русский химик, создатель теории химического строения, основатель знаменитой

казанской («бутлеровской») школы химиков -органиков.

В возрасте 16 лет поступил на физико-математическое отделение Казанского университета, который в то время был центром естественнонаучных исследований в России. В первые годы студенчества увлекался ботаникой и зоологией, а затем под влиянием лекций К.К.Клауса и Н.Н.Зинина заинтересовался химией и решил посвятить себя этой науке. Кроме университетских курсов, Александр Михайлович читал общедоступные лекции по химии (их посещение казанская публика иной раз предпочитала модным театральным спектаклям), участвовал в работе Казанского экономического общества, публиковал статьи по ботанике, цветоводству, сельскому хозяйству, много сил отдавал общественной жизни. Александр Бутлеров был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник. Он проводил разнообразные опыты в своих оранжереях в Казани и в Бутлеровке, писал статьи по проблемам садоводства, цветоводства и земледелия. С редкостным терпением и любовью наблюдал он за развитием нежных камелий, пышных роз, выводил новые сорта цветов. Уходя домой, он никогда не забывал срезать лучшие цветы для жены. Ученый активно участвовал в создании (1878) Высших женских курсов и организовал на курсах химические лаборатории, как член Вольного экономического общества энергично насаждал методы рационального пчеловодства (его брошюры «Пчела…» и «Как водить пчел» многократно переиздавались вплоть до 1930-х), в 1886 основал журнал «Русский пчеловодческий листок».

Слайд 21М.В. Ломоносов (1711 – 1765) – первый русский учёный – естествоиспытатель

мирового значения, энциклопедист, химик и физик.

Ломоносов обучался немецкому, французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. 1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости». Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии. Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но практической работой над стихотворными переводами. Ломоносов работал над составлением нового «Атласа российского», под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь.

Rate article