Бородин Александр Порфирьевич: жизнь и творчество

Известные химики
Contents
  1. Заграничная командировка[]
  2. Профессор
  3. Масштаб и размах
  4. Около 20 лет работал над оперой «Князь Игорь»
  5. Слайд 8Путь в музыкеЕще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор,
  6. создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве
  7. Слайд 12ПамятьВ память о выдающемся учёном и композиторе были названы: Государственный
  8. квартет имени А. П. Бородина, Улицы Бородина во многих населённых
  9. Слайд 11Общественная деятельностьИмя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты
  10. очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был
  11. Доклад №2
  12. Профессор химии[]
  13. Отдавал предпочтение химии
  14. Юношество: медико-хирургическая академия
  15. Знакомство с Протопоповой вернуло любовь к музыке
  16. Входил в «Могучую кучку»
  17. Заграничный опыт
  18. Научные изыскания и деятельность
  19. Жизнь за границей
  20. Интересные факты
  21. 1. Химические исследования
  22. 2. Страсть к истории
  23. 3. Необычный образ жизни
  24. 4. Главный художник в театре
  25. 5. Опера \”Князь Игорь\”
  26. Музыкальные сочинения
  27. Для оркестра
  28. Для камерного инструментального ансамбля
  29. Для фортепиано
  30. в три руки
  31. в четыре руки
  32. Романсы и песни для голоса и фортепиано
  33. Для вокального ансамбля
  34. Популярные темы сообщений
  35. Музыкальное творчество
  36. Рецепция
  37. Презентация на тему: ” «ЧЕЛОВЕК НАУКИ И ИСКУССТВА» (Композитор, ученый-химик Бородин Александр Порфирьевич) Годы жизни: 12.11.1833-27.02.1887.” — Транскрипт:

Заграничная командировка[]

С 1859 года Александр Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей — первоначально в Германии(Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй — другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 года Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 года Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 года он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой — молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат — ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор

Вернувшись в Россию, Бородин поехал в Санкт-Петербург. Ехать ему пришлось одному — свою невесту он оставил у матери в Москве. В Петербурге он предоставил отчет о заграничной деятельности и получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

Увы, это не улучшило его материальное положение. Жалованье молодого ученого составляло всего лишь семьсот рублей в год, а ведь, когда он работал ординатором госпиталя, он получал все девятьсот рублей. Ему так и не выдали обещанную квартиру, так как новое здание естественно-исторического факультета еще не было закончено.

Поэтому ему пришлось временно отложить свадьбу. Она смогла состояться лишь в 1863-м году. Но материальные трудности преследовали его и его семью до конца его дней, хотя он крайне много трудился, как в качестве преподавателя в Лесной академии, так и в качестве переводчика.

Уже на следующий год после свадьбы он стал ординарным профессором, а еще через десять лет стал руководить лабораторией. С 1877-го он являлся академиком Медико-хирургической академии.

В 1883-м Бородин становится почетным членом Общества русских врачей.

1868-й: вместе со своим учителем и ближайшим сотрудником, Зининым, стал членом-учредителем Русского химического общества.

Продолжение рассказа о жизни А. Бородина — в следующей части.

Масштаб и размах

Длительная поездка по Европе не прошла даром для молодого, подающего большие надежды специалиста. В Германии он знакомится с Дмитрием Менделеевым, Иваном Сеченовым и что тоже значимо – с будущей супругой, пианисткой Екатериной Протопоповой. По возвращении в Россию Бородин получает звание адъюнкт-профессора в альма-матер. Отмечу между делом, что это не повлияло положительно на материальное положения ученого. Будучи ранее ординатором в госпитале, он получал 900 рублей в год, а профессорство в Медико-хирургической академии понизило годовой семейный бюджет аж на 200 рублей. Всю последующую жизнь маэстро прожил в служебной, не самой комфортабельной квартире по соседству с аудиториями и лабораторией.

Осенью того же 1862 года под влиянием Милия Балакирева Александр Порфирьевич попадает в самую, что ни есть «Могучую кучку», группу одаренных музыкантов своего времени. В «кучке» уже состояли Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский – представители русской национальной музыкальной школы, последователи Михаила Глинки. Теперь Бородину твердит Римский-Корсаков:

Репродукция картины Балакиревский кружок “Могучая кучка” художника Михайлов

Жизнь четы Бородиных нельзя назвать идеальной. В ней сложнейшим образом переплетались музыка, химия, дети, общественная деятельность композитора и болезнь Екатерины Сергеевны. Дети, надо заметить, были приемные – своих Бог не дал. А еще открытое и безотказное сердце Бородина подтачивали постоянные заботы о всех тех, кто нуждался в его помощи и покровительстве. Упомяну о попавших в политическую опалу студентах; о барышнях, что очень хотели, но не могли получать в то время высшее врачебное образование; об издании журнала «Знание», об активной гражданской позиции музыканта. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Александр Порфирьевич часто «отдыхает» за партитурами, пишет то, что станет вершиной его трудов – оперу «Князь Игорь».

А химия? Бородин остался в полушаге от мировой славы как химик. Лавры буквально ускользали из рук. Их перехватывали европейцы, например такие как француз Вюрц. На вопрос почему так случилось, Бородин, не сетуя на музыку, сказал:

Около 20 лет работал над оперой «Князь Игорь»

Главным музыкальным произведением композитора называют оперу «Князь Игорь». Работе над этим проектом Александр Порфирьевич уделил 19 лет. Она основана на знаменитом «Слове о полку Игореве». Либретто (текст вокального произведения) он написал в соавторстве с музыкальным критиком В.В. Стасовым.

Бородин загорелся идеей создания оперы в 1869 году, спустя год он отказался от этой затеи, объяснив это тем, что не сможет совмещать такой грандиозный проект с научной деятельностью. Через 4 года он снова вернулся к этому произведению. В течении последующих 14 лет он продолжал свою работу, но так и не успел закончить.

Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась в 1890 году, опера была завершена композиторами Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Слайд 8Путь в музыкеЕще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор,

создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве

виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.Оперное творчествоЗа свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.Оперы композитора Бородина – это плод его многолетней работы. «Богатырей» он написал в 1868 году. Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада». В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением – оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями. Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.

Слайд 12ПамятьВ память о выдающемся учёном и композиторе были названы: Государственный

квартет имени А. П. Бородина, Улицы Бородина во многих населённых

пунктах России и других государств, Детские музыкальные школы. Основные произведенияПроизведения для фортепиано: •Hélène-Polka (1843)•Реквием• Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым) 1.В монастыре 2.Интермеццо 3.Мазурка 4.Мазурка 5.Грёзы 6.Серенада 7.Ноктюрн • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)Произведения для оркестра: •Симфония № 1 ми бемоль мажор 1.Adagio. Allegro 2.Scherzo. Prestissimo3.Andante 4.Allegro molto vivo • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым) 1. Allegro 2.Скерцо. Prestissimo 3.Andante 4.Финал. Allegro • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым) 1.Moderato assai. Poco piu mosso 2.Scherzo. VivoКонцерты: •Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утраченКамерная музыка: •Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860) •Фортепианный квинтет до минор (1862) •Фортепианное трио ре мажор (1860-61) •Струнное трио (1847), утрачено •Струнное трио (1852—1856) •Струнное трио (1855; неокончено) o Andantino • Струнное трио (1850—1860)•Струнный квартет № 1 ля мажор o Moderato. Allegroo Andante con motoo Scherzo. Prestissimoo Andante. Allegro risoluto • Струнный вартет № 2 ре мажорo Allegro moderatoo Scherzo. Allegroo Notturno. Andanteo Finale. Andante. Vivace •Скерцо для струнного квартета (1882) •Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886) • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)Оперы: •Богатыри (1878) •Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены) •Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом) •Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым) Наиболее известный номер — Половецкие пляски.Романсы и песни: •Арабская мелодия. Слова А. Бородина •Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина •Из слез моих. Слова Г. Гейне •Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано) •Море. Баллада. Слова А. Бородина •Морская царевна. Слова А. Бородина •Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина •Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано) и др.

Слайд 11Общественная деятельностьИмя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты

очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был

готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке. Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно. Также он успевает руководить студенческим хором, редактирует научно-популярный журнал «Знание».Частная жизньКомпозитор Бородин, краткая биография которого представлена в статье, прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.

Доклад №2

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября(12 ноября) в 1833 году, умер 15(27) февраля в 1887 году. Благодаря своим талантам стал известен всему миру, как успешный композитор, при этом имея серьезные заслуги, как в химии ,так и во врачебной деятельности.

Александр родился вне брака русского князя – Луки Степановича Гедианова и Авдотьи Константиновны Антоновой. Числился же Бородин, как ребенок крепостного по фамилии Бородин. Князь умер, когда Александру было 8 лет, дав ему вольную. Так же князь одарил мать ребенка домом, в котором и обучался великий композитор. У мальчика не было возможности из-за статуса получать образование в гимназии, его даже представляли, как племянника Авдотьи Константиновны. Но это не помешало получить шикарное образование.

Музыкальный талант ребенка выявился достаточно рано. В 9 лет Алексей написал свою первую простую композицию – польку “Helen”. На 10 году жизни мальчик стал интересоваться химией. Уже в 13 лет он овладел флейтой, фортепиано и виолончелью. При этом на том же 13м году жизни он написал свое первое серьезное произведение – концерт для флейты с фортепиано.

Авдотье Константиновне все же удалось обойти закон и записать сына в купеческую гильдию, что позволило продолжить обучении в гимназии. В 17 лет Александр заканчивает ее и поступает в петербургскую Медико-хирургическую академию. Уже в 1858 Александр получает докторскую степень. В 60-74 годы Бородин получает несколько достижений в науке, но это не мешало ему продолжать сочинять музыкальные произведения.

В 1862 году Бородин знакомится с Милием Балакиревым, который и убеждает Александра продолжить заниматься музыкой, благодаря чему, мы можем сейчас услышать такие шикарные произведения, в том числе и главное произведение Бородина – “Князь Игорь”, которое так и не было завершено за 18 лет кропотливой работы.

Но мало кто знает, что этот знаменитый композитор был еще и активным общественным деятелем: медицинские курсы, защита студентов от политических репрессий и многое другое.

Профессор химии[]

По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной
академии и заниматься переводами.

С 1864 года Бородин —
ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии. С 1883 — почётный член Общества русских врачей. А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот, известный какреакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фтороорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описалальдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Отдавал предпочтение химии

Выше уже было отмечено, что в детстве Александр проявил большой интерес к химии. После поступления в академию, она и вовсе стала его любимым предметом.

В 1853 году его заметил российский химик-органик Николай Зинин, он оказал большое влияние на карьеру Александра Порфирьевича. Николай был заботливым наставником, он много времени уделял занятиям и надеялся, что в будущем Бородин станет его заместителем. Александр, в свою очередь, был прилежным учеником, но по-прежнему испытывал страсть к музыке. Зинину это очень не нравилось, он хотел, чтобы Бородин целиком и полностью посвятил себя науке.

Когда он окончил академию, устроился работать врачом в госпиталь, а также стал ассистентом Зинина. В 1858 году успешно защитил диссертацию по химии и медицине.

Юношество: медико-хирургическая академия

Летом 1850 года Бородин с успехом сдал экзамены на аттестат зрелости и решил продолжать совершенствоваться в науке. Но путь в университет для него, незаконнорождённого сына, был закрыт. Поэтому выбор пал на Медико-хирургическую академию, куда юный композитор поступил вольнослушателем. Он прилежно учился, много времени проводил в библиотеке за учебниками. На третьем курсе Бородин обрёл покровителя и наставника — знаменитый профессор химии Зинин сначала относился пренебрежительно к студенту его курса, который вдруг решил заниматься в академической лаборатории. Но вскоре все его сомнения развеялись, юный учёный быстро пошёл вперёд, а Зинин во всём его поддерживал.

Окончив курс в академии, Бородин боялся не получить места при госпитале. Но за успехи в учёбе он был прикомандирован к военному госпиталю, где вскоре и начал работать.


Александр Бородин. (commons.wikimedia.org)

Не забывал он и о музыке. После долгого дня в академии Бородин посещал вечера чиновника и страстного любителя музыки И. И. Гаврушкевича. В перерывах между учёбой он писал романсы, которые потом презентовал в любительских кружках. Это «увлечение» очень не нравилось Зинину, и он упрекал своего ученика: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю все свои надежды, чтоб приготовить заместителя своего, а вы все думаете о музыке и о двух зайцах».

Через некоторое время молодому врачу пришлось уйти из госпиталя. Он боялся вида крови и мог упасть в обморок при виде тяжелобольного. Однако, кроме опыта, этот период принёс Бородину ещё кое-что — знакомство с будущим коллегой по «Могучей кучке» Модестом Мусоргским.

Знакомство с Протопоповой вернуло любовь к музыке

Казалось, что Бородин забыл о музыке. Его карьера в науке складывалась удачно. Однажды он отправился в командировку за границу.

В Гейдельберге состоялось его знакомство с Екатериной Сергеевной Протопоповой. Девушка приехала в Германию на лечение. У нее были больные легкие. Екатерина Сергеевна занималась музыкой, была талантливой пианисткой. Она очень любила произведения Шопена и Шумана. К ней нередко приходили гости, девушка с удовольствием играла для них.

Бородин, вдохновленный чувствами и музыкой Протопоповой, вспомнил о своем увлечении. В этот период он сочинил несколько музыкальных произведений.

Впоследствии Екатерина Сергеевна стала его женой. У нее был сложный характер, но Бородин очень любил свою супругу. Он ухаживал за ней во время болезни, выполнял функции врача и сиделки.

Входил в «Могучую кучку»

Так называли творческий союз русских композиторов. Официальное название «Новая русская музыкальная школа». Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Были еще участники, которые состояли в «кучке» непродолжительное время.

Эта организация считала своей первостепенной целью продвижение русской музыки. Основными принципами их творчества являлись народность и национальность. Они обрабатывали народные песни, интересовались фольклором других стран, в особенности восточных. Творческая деятельность «кучкистов» — важный этап в развитии русской музыки.

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич
провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов – весь цвет современного русского естествознания. В
этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося
химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами – Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и
Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр
Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Научные изыскания и деятельность

Весной 1857-го года юношу назначили ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где он познакомился с Модестом Мусоргским. Спустя одиннадцать лет он смог получить степень доктора медицины. Для этого он провел химические исследования и защитил диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

За десять лет до этого Военно-медицинский ученый совет направил молодого человека в Солигалич. Там он должен был исследовать состав вод водолечебницы, необходимость чего обосновал в 1841-м году купец Кокорев. Отчет о его работе стал настоящим научным трудом по бальнеологии, был опубликован в «Московских ведомостях» в 1859-м году и принес Бородину широкую известность.

Жизнь за границей

В том же году Бородин продолжил свои научные изыскания уже за границей. Сначала он отправился в Гейдельбергский университет, что в Германии. Там его учителем стал Зинин, а другом — знаменитый Менделеев. Вместе с этими двумя учеными он участвовал в Международном конгрессе химиков Карлсруэ.

Александр Бородин (31.10.1833-15.02.1887)

Этот конгресс знаменателен тем, что на нем были даны четкие определения понятиям «атом» и «молекула». Окончательно восторжествовала атомо-молекулярная теория строения вещества, а также были утверждены атомные меры веса, которые предложил французский химик Жерар вместе со своими учениками.

Осенью 1860-го Бородин с Менделеевым посетили Геную и Рим. Они путешествовали исключительно ради своего развлечения, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин решил перезимовать в Париже. Там он продолжил свою научную работу, работая в библиотеке и слушая лекции известных ученых.

В Гейдельберг Бородин вернулся уже весной 1861-го года. Там же в мае он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой. Это была молодая незамужняя женщина, которая страдала от серьезного бронхо-легочного заболевания. В Германию она приехала ради лечения. Она также была замечательнейшей пианисткой, у которой к тому же был абсолютный музыкальный слух.

Она побудила Бородина вновь заняться композицией. Его будущая жена вспоминала, что ко времени их знакомства он еще не знал Шумана, да и о Шопене практически ничего не ведал. Вскоре Екатерина Сергеевна стала его невестой. В связи с тем, что ее здоровье продолжало ухудшаться, им пришлось срочно переехать южнее, в Италию, город Пиза.  Там Бородин посетил своего коллегу, который работал в Пизанском университете. Профессор Де-Лука встретил русского коллегу очень радушно и предоставил ему для работы университетскую лабораторию. Там Бородин работал с фтористыми соединениями. В Гейдельберг он вернулся лишь в следующем году.

Интересные факты

1. Химические исследования

Николай Бородин был не только композитором, но и известным химиком. Он проводил многочисленные исследования по органической химии и был одним из первых, кто начал изучать химические процессы в живых организмах. Его научные работы были опубликованы в известных научных журналах и получили высокую оценку у специалистов.

2. Страсть к истории

Николай Бородин был не только композитором и химиком, но и любителем истории. Он изучал историю России и других стран, а также коллекционировал исторические предметы. Он был особенно увлечен историей средневековой Руси и использовал многие исторические мотивы в своих композициях.

3. Необычный образ жизни

Николай Бородин был известен своим необычным образом жизни. Он был очень занят своей работой и музыкой, поэтому часто забывал о еде и сне. Он мог работать над своими композициями до глубокой ночи и потом просыпаться только в середине дня. Его необычный образ жизни не мешал ему быть одним из самых талантливых композиторов своего времени.

4. Главный художник в театре

Николай Бородин также был главным художником в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Он создавал декорации и костюмы для многих постановок и работал над каждой деталью, чтобы создать идеальный образ для каждого персонажа. Его творческий подход к работе в театре помог ему создать некоторые из самых известных опер своего времени.

5. Опера \”Князь Игорь\”

Опера \”Князь Игорь\” Николая Бородина была написана в течение 18 лет. Он начал работу над ней в 1869 году и не был в состоянии закончить ее до своей смерти в 1887 году. Опера была завершена другими композиторами и впервые была поставлена на сцене в 1890 году. Она стала настоящим шедевром русской оперы и одним из самых известных произведений Бородина.

Музыкальные сочинения

Для оркестра

Примечание. В скобках указаны даты окончания работы (а не даты первой публикации)

  • Симфония № 2 «Богатырская» h-moll (1873)
  • В Средней Азии. Симфоническая картина (1880)

Для камерного инструментального ансамбля

  • Струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • Фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • Струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • Соната для виолончели и фортепиано (h-moll, 1860—1861)
  • Струнный квартет № 1 (A-dur, 1879)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Для фортепиано

в три руки

Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова; 1878)

в четыре руки

  • Полька «Helene» (d-moll, 1843)
  • Скерцо (E-dur, 1861)

Романсы и песни для голоса и фортепиано

  • Отравой полны мои песни (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1868)
  • Из слез моих (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1871)
  • Для берегов отчизны дальной (А. С. Пушкин; 1881)
  • Спесь (слова А. К. Толстой; 1884—1885)
  • Песня тёмного леса (А. Бородин; 1868)

Для вокального ансамбля

Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868—1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения

  • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачено)
  • Богатыри (1868)
  • Струнное трио

Популярные темы сообщений

  • Державин Гавриил Романович

    Гавриил Романович Державин родился в 1743 году в небогатой семье дворянина. Он рано лишился отца и вместе с братом всячески старался во всем помогать матери. Хотя в середине восемнадцатого века грамотных педагогов можно было отыскать только в Москве

  • Эпоха Возрождения

    15 и 16 века являются временем заметных перемен в политическом строе и в культуре Европы, а также в росте экономики. Общество перестраивалось и проходило новые этапы развития, а именно в науке, литературе,

  • Тысячелистник

    Поговаривают, что латинское название тысячелистника и подряда схожих с ним растений Achillea (Астровые, сложноцветкое) происходит от имени древнегреческого героя Ахиллеса. Возможно, это действительно так ведь по составу слова очень схожи.

  • Вулканы России

    Вулканы всегда имели вид куполовидного возвышения, которое образовывалось в тех местах земной коры, где есть трещины. Любой вулкан состоит из канала, через который периодами извергаются наружу горные породы, лава и пепел. Ученые считают,

  • Культурные растения

    Древние люди в течение долгих столетий занимались приручением диких животных. Отчасти из любопытства, а отчасти и с практической целью, ведь лошади и волы существенно упрощали ведение хозяйства, а коровы,

Музыкальное творчество

А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина (1888)

Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения сложилась музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки.

Мемориальная доска в Курске

Большой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе объясняется малое количество законченных музыкальных сочинений. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, но так и не окончил её. После смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера была впервые поставлена в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре. В последней трети XX века были предприняты новые попытки реконструкции оперы. В редакции Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашёва она была поставлена в 1974 году в Вильнюсе, в 1993 — в Генуе и Москве. По величию концепции, по яркости раскрытия национальных характеров оперу Бородина в конце XX века сравнивали с романом «Война и мир» Л. Н. Толстого и художественными полотнами В. И. Сурикова.

Бородин показал себя новатором в оркестровой музыке, впервые воплотив принципы эпической драматургии в симфоническом жанре. Премьера Первой симфонии (1865) состоялась в 1869 году с оркестром РМО под управлением М. А. Балакирева. Клавир и партитура были изданы В. В. Бесселем, соответственно, в 1875 и 1882 годах.

Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая симфония (работа в клавире закончена в 1871, оркестровка — в 1873), которую В. В. Стасов назвал «Богатырской». Первое её исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Клавир Второй симфонии впервые издан в 1876 году, партитура — в 1887 году (посмертно), в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом. Особенно популярной была Первая — с триумфальным успехом впервые за границей она была исполнена в Баден-Бадене в 1880 году, а несколько позже — в Амстердаме, Антверпене, Будапеште, Дрездене, Лейпциге (1883, под управлением Артура Никиша), Монако, Кёльне.

К числу лучших камерных инструментальных произведений Бородина принадлежат Первый и Второй струнные квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальной» (1881) на слова А. С. Пушкина. Композитор обогатил жанр романса образами русского богатырского эпоса, например, в произведениях «Спящая княжна» (1-публикация 1870) и «Песня тёмного леса» (1-я публикация 1873). Образец сатиры Бородина — песня «Спесь» (1884; на слова А. К. Толстого).

В «Князе Игоре», в симфониях, в вокальной лирике Бородин избегает декоративности, характерной для квази-народной и по существу эклектической стилизации. Тем самым достигается ощущение подлинной архаики, достоверности образа Древней Руси, который рисует композитор.

Творчество Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других произведениях).

Рецепция

Традиции музыки Бородина восприняли советские композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.

Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G.

Презентация на тему: ” «ЧЕЛОВЕК НАУКИ И ИСКУССТВА» (Композитор, ученый-химик Бородин Александр Порфирьевич) Годы жизни: 12.11.1833-27.02.1887.” — Транскрипт:

1

«ЧЕЛОВЕК НАУКИ И ИСКУССТВА» (Композитор, ученый-химик Бородин Александр Порфирьевич) Годы жизни:

2

Петербург гоголевских времен Бородин родился и умер в Петербурге

3

Бородин получил прекрасное домашнее образование. Владел несколькими языками, играл на флейте, фортепиано, виолончели. Уже в детстве определились основные увлечения Бородина, ставшие впоследствии его профессиями, – химия и музыка.

4

Петербургская Медико-хирургическая академия

5

1856г. – окончил Медико-хирургическую академию 1858г. – защитил диссертацию, получил степень доктора медицины 1864г. – получил звание профессора 1874г – стал заведующим кафедры химии 1877г. – присвоено звание академика научная, общественная и педагогическая деятельность

6

Посещает любительские кружки, играет в ансамблях Первые опыты сочинения музыки (полька «Элен»)

7

г. Гейдельберг Русские ученые-химики в Гейдельберге ( ) Слева направо: Н. Житинский, А.П.Бородин, Д.И.Менделеев, В.И.Олевинский

8

Занятия музыкой продолжались в Италии. Жена его Екатерина Сергеевна по состоянию здоровья должна была перебраться в более теплый климат. Местом пребывания она выбрала город Пизу, куда приехал и Бородин. Днем он по- прежнему работал в лаборатории, а вечерами они вмести слушали итальянские народные песни, встречались с музыкантами, а иной раз Бородин отправлялся в местный оперный театр, садился в оркестр и играл в спектаклях партию виолончели.

9

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок) Балакирев Милий Алексеевич Мусоргский Модест Петрович Кюи Цезарь Антонович Римский-Корсаков Николай Андреевич Бородин Александр Порфирьевич

10

Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил подход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях. И здесь он хотел верности и правдивости. Симфония 2 «Богатырская» Романсы: «Спящая княжна», «Песня темного леса» «Для берегов Отчизны дальной…» Опера «Князь Игорь» Родство с русским народным творчеством и с народной музыкой Востока

11

Фрагменты из оперы «Князь Игорь»

12

«Первоклассный химик, которому многим обязана химия…» Д.И.Менделеев «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе…» В.В.Стасов

13

сорок две научные работы, среди которых немало выдающихся ряд впервые полученных химических соединений; (Бородин впервые в мире получил фторорганическое соединение, а затем проделал две оригинальные работы с бензилом и хлориодоформом

Все эти достижения русского ученого привлекли большое внимание крупнейших химиков того времени прогремевшая на весь мир опера Князь Игорь три симфонии большое число камерно-вокальных и фортепианных произведений песни и романсы, нередко на собственные слова блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал А.П.Бородин

14

Выводы: К химии А.П.Бородина привела музыка После 1862 года музыка больше занимала А.П.Бородина, чем химия А.П.Бородин был одинаково талантлив и в области химии и в области музыки Талант, который во все периоды жизни, сопровождала любовь – любовь матери, любовь верной жены, любовь приемных дочерей и друзей Мы думаем, что в целом личность и должна быть именно такая многогранная, как великий химик, композитор и патриот А.П.Бородин

15

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 8«А»КЛАССА ГЛУХОДЕДОВ НИКИТА

Спасибо за внимание!

Rate article